
Хватит ли России своих железнодорожных вагонов?
Несмотря на то, что Россия является производителем ЖД вагонов и их поставщиком на внешний рынок, за последний год существенно вырос объем импорт данной продукции. Рассмотрим подробности.Статистика внешней торговли за последние 4 прошедших года (2016 – 2019 гг.) показывает, что вагонов железнодорожных или трамвайных, грузовых несамоходных было импортировано в Россию 16,21 тыс. штук. Основной объем пришёлся на 2019 год, а минимум поставок было в 2016 году. Общая стоимость импорта 381,07 млн. $, при весе груза 371,52 тыс. тонн. Основной объем пришелся на 2019 год, а минимум поставок было в 2016 году.

В 2016 году поставки импортных вагонов составили 1,76 тыс. вагонов на общую сумму 26,23 млн. $. В 2017 году количество вагонов увеличилось до 6,34 тыс. штук, а стоимость поставок по сравнению с 2016 годом выросла в 4 раза и составила 110,05 млн. $. В 2018 году, было приобретено 2,37 тыс. вагонов, по сравнению с 2017 годом стоимость резко снизилась на 41 % до 65,09 млн. $. В 2019 году импортировали 5,37 тыс. вагонов, а расходы на импорт, в сравнении с 2018 годом выросли в 2,7 раз и составили 179,7 млн. $. Подробности здесь: https://statimex.ru/statistic/8606/import/def/world/RU/
За 4 года, с 2016 по 2019 гг. стоимостной объём импорта вагонов вырос в 6,8 раз.
В раскладке по видам вагонов основу импортных поставок в 2019 году составили:
1. 860610 - Вагоны-цистерны всех типов - 78,23 млн. $. (доля по стоимости - 43,54%), в натуральном выражении 3,41 тыс. штук;
2. 860699 - Прочие вагоны железнодорожные или трамвайные, грузовые несамоходные - 45,02 млн. $. (доля по стоимости - 25,06%) 1,16 тыс. штук;
3. 860692 - Вагоны железнодорожные или трамвайные, грузовые несамоходные открытые, с несъемными бортами высотой более 60 см - 32,41 млн. $. (доля по стоимости - 18,03%) 820 штук;

В 2019 году ведущими поставщиками импорта стали:
1. Казахстан - 78,36 млн. $ (43,61 %);
2. Беларусь - 67,22 млн. $ (37,41 %);
3. Украина - 26,24 млн. $ (14,60 %);
4. Чешская Республика - 3,41 млн. $ (1,90 %);
Бесспорным лидером по поставкам вагонов в 2019 году является Казахстан, по сравнению с 2018 годом увеличив стоимость импорта в 5,7 раз. Импорт из Беларуси набирает обороты, если за весь 2018 год стоимость импорта составляла 18 млн. $, а в натуральном выражении 476 вагонов, то за 2019 год объем увеличился в 3,7 раз и составил в натуральном выражении 1,29 тыс. вагонов.

Ведущими российскими регионами по импорту вагонов стали:
1. Москва– 115,79 млн. $ (64,44 %);
2. Белгородская область – 13,83 млн. $ (7,69 %);
3. Санкт-Петербург – 12,8 млн. $ (7,12 %);
4. Тюменская область – 7,23 млн. $ (4,02 %);
5. Республика Башкортостан– 6,26 млн. $ (3,49 %);
Москва, как регион, имеющий львиную долю в совокупном импорте России, является лидером и по закупке вагонов. В 2019 году большая часть поставок выпала на апрель и составила по стоимости 66,05 млн. $, тогда как падение спроса произошло в феврале, когда вагоны вообще не закупались, так из 3,91 тыс. вагонов приобретенных за год, 2,66 тыс. вагонов пришлись на апрель.
Санкт-Петербург наращивает темпы импорта вагонов, если стоимость импорта за весь 2018 год составила 537,97 тыс. $, а в натуральном выражении 56 вагонов, то в 2019 году, объем увеличился в 23,7 раз и достиг 12,8 млн. $, а в натуральном выражении 248 вагонов.
Белгородская область, напротив, резко сократила импорт вагонов. Если за весь 2017год стоимость импорта соответствовала 46,19 млн. $, а в натуральном выражении 3,1 тыс. вагонов, то по отношению 2019 году объем сократился в 3,3 раза, и составил 13,83 млн. $., а в натуральном выражении 136 вагонов.
Таким образом, всплеск импорта вагонов произошёл в 2019 году за счет поставок вагонов-цистерн из Беларуси и Казахстана. Возможно, нехватка этого типа вагонов для перевозки жидкостей и нефтепродуктов обусловила необходимость расширения парка вагонов этого типа, что было сделано за счёт закупки цистерн у ближайших соседей по Таможенному Союзу.
Теги: импорт, вагон, ЖД, железная дорога, цистерна, статистика, Россия, Беларусь, Казахстан, динамика