Теории происхождения государства



Теории происхождения государства

Патриархальная (Аристотель, Михайловский). Государство возникло непосредственно из разросшейся семьи, власть монарха – власть отца над членами семьи.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Кауцкий). Основа происхождения государства – насилие как форма политики, а политические отношения – основа общественного развития. Акцентируется внимание на роль войн, необходимость захвата чужих и удержания своих территорий в образовании государства.

Теологическая (Аквинский) – государство создано богом.

Естественно-правовая (договорная) (Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс). Государству предшествует естественное, то есть неорганизованное состояние людей. Чтоб организовать общество, сделать его разумным и управляемым, следует заключить общественный договор в целях исполнения закона. Общественный договор заключается с избранным народом правителем. Важнейшим условием договора является охрана частной собственности, обеспечение безопасности граждан.

Классово-экономическая (Маркс, Энгельс, Ленин). Данная теория выделяет следующие этапы становления государства:

1) дробление рода за счет формирования брака стабильной семьи как первичной ячейки мелкого натурального производства;

2) рост производительности труда за счет внедрения новых орудий труда и более эффективных хозяйственных методик;

3) развитие и углублении разделения труда, формирование товарообмена, образование различных социальных групп;

4) возникновение класса имущих и неимущих, появление между ними антогонистических противоречий – необходимость в государстве как средст ва подавления класса неимущих.

Ирригационная (гидравлическая) (Виттфогель) – Государство возникает на основе необходимости организации больших масс людей для строительства ирригационных (оросительных) сооружений.

Органическая (Спенсер, Вормс) – Государство и право являются произведением сил природы.

Психологическая (Цицерон, Петражицкий) – появление государства обусловлено особыми свойствами человеческой психики.

Инцеста (Леви-Строс) – запрет инцеста (кровосмешания) является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, образовании общества и возникновении государства.

Зайков Д.Е. Пенько Е.Ю.
Теория государства и права
2008





Judebo
Реклама