Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2012 года N 03-02-07/1-134 "ООО обратилось в налоговые органы по месту нахождения контрагентов с запросами о предоставлении следующей информации: регулярно ли запрашиваемая организация сдает отчетность и не нарушает ли сроков сдачи; не привлекалась ли организация к налоговой ответственности; не нарушает ли сроков уплаты налогов и платит ли их. Налоговый орган отказал в предоставлении запрашиваемой информации. Вправе ли ООО обратиться с запросом о предоставлении вышеуказанной информации в налоговый орган по месту нахождения контрагентов? Вправе ли налоговый орган отказать ООО в предоставлении запрашиваемой информации? Какие методы ООО вправе использовать с целью выявления недобросовестности контрагента и минимизации налоговых рисков?" Письмо Минфина России от 04.06.2012 г. N 03-02-07/1-134 "ООО обратилось в налоговые органы по месту нахождения контрагентов с запросами о предоставлении следующей информации..."
Вопрос: В соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов ООО перед заключением хозяйственных договоров в целях выявления признаков недобросовестности контрагентов, оценки и минимизации налоговых рисков, во избежание возникновения необоснованной налоговой выгоды обратилось в налоговые органы по месту нахождения контрагентов с запросами о предоставлении информации следующего характера:
- регулярно ли запрашиваемая организация сдает отчетность и не нарушает ли сроков сдачи;
- не привлекалась ли организация к налоговой ответственности;
- не нарушает ли сроков уплаты налогов и платит ли их.
Налоговый орган отказал в предоставлении запрашиваемой информации.
Вправе ли ООО обратиться с запросом о предоставлении вышеуказанной информации в налоговый орган по месту нахождения контрагентов?
Вправе ли налоговый орган отказать ООО в предоставлении запрашиваемой информации?
Какие методы ООО вправе использовать с целью выявления недобросовестности контрагента и минимизации налоговых рисков?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 4 июня 2012 г. N 03-02-07/1-134

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросам о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента и сообщается следующее.
Информация, которую налоговые органы обязаны бесплатно предоставлять налогоплательщикам, необходимая для исполнения их обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, указана в пп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляются пользователям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кодексом не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 102 Кодекса любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в названном пункте, составляют налоговую тайну.
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (абз. 1 п. 2 ст. 102 Кодекса).
В соответствии с Определением от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал правомерными выводы судов на основе ст. 102 Кодекса и Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" о том, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, отметив, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
Аналогичные выводы сделаны и некоторыми другими судами (Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 N А27-25441/2009, от 16.07.2010 N А27-25724/2009, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2010 N Ф09-6957/10-С3).
Налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом Критериев оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
Для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-"однодневок"), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.Разгулин
Связанные документы
  • Отсутсвуют.
Обсуждение документа
Комментариев нет.

Ваш комментарий:

Перейти в тему на форуме
Реклама